Главная | Объявления | Пансионаты | Фотографии | Отзывы об отдыхе
Достопримечательности / Пещерный город Тепе-Кермен / Фотографии |
К юго-западу от караимского кладбища Чуфут-Кале, южнее горы Бешик-Тау (Колыбель-гора) на скалистом мысу находятся развалины пещерного города Кыз-Кермен - Девичья крепость, к востоку от него на небольшой горе конической формы, – остатки пещерного города и феодального замка Тепе-Кермен, северный склон которого до самой вершины порос лесом. Хорошо наезженная дорога ведет к подножию горы. Далее предстоит подъем по крутой тропе, выводящей среди деревьев к вершине, где сразу же попадаем к искусственным пещерам нижнего яруса, по тропинке или по вырубленной в скале лестнице с полуразрушенными ступенями попадаем на поверхность плато. Высота его над уровнем моря достигает 540 м., а над окружающими долинами - до 250 м. С юго-запада Тепе-Кермен практически недоступен - высота обрывов здесь достигает 12 м., северо-западные и западные склоны покрыты лесом, восточная и южная стороны голы, подъем к вершине горы очень крут с юга, тяжел с юго-запада и сравнительно нетруден с северо-востока.
Название городища и горы, на которой оно расположено, переводится как Холм (Вершина)-Крепость и передает чисто внешнее впечатление от ее созерцания. Как называли ее здешние обитатели неизвестно. Письменные источники не содержат сообщений. В археологическом отношении памятник изучен далеко не полно. Небольшие раскопки под руководством Д.Л. Таллиса позволили лишь обозначить некоторые стороны жизни этого поселения, вероятно, пережившего свой расцвет в XII - XIV в.в. и бывшего средоточием культурной и хозяйственной жизни в среднем и верхнем течении реки Качи. Площадь поверхности плато не превышает 1 га, однако количество искусственных пещер достигает 250. Нередко встречаются комплексы пещер, состоящие из 2-х, 3-х и 4-х помещений. В верхние пещеры можно попасть только с поверхности плато. Некоторые из пещер - это монастырские комплексы. На западной стороне это были, в основном, боевые казематы. Их амбразуры, выходящие в обрыв, предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней. Помещения нижнего яруса служили загонами для скота. На плато можно увидеть следы довольно густой застройки, пока еще слабо изученной. Жилые постройки в небольших тесных усадьбах, как и в большинстве поселений средневековой Таврики, были 2-х этажными. Их сопровождали хозяйственные постройки и навесы. Обнаруженные при раскопках фрагменты кровельных черепиц, пифосов, амфор, поливных тарелок и мисок датируются в основном XII - XIV в.в. Однако, судя по отдельным находкам, плато начало осваиваться человеком еще в V - VI в.в. До сих пор неясно, как решалась проблема водоснабжения.
Следуя тропинке, ведущей на плато Тепе-Кермена в западном направлении, можно разыскать малый пещерный храм по каменному кольцу, хорошо заметному у входа в одну из пещер на уровне человеческой головы. Это 25-я пещера, считая от северо-восточного подъема. Стены храма высечены аккуратно, и он имеет правильную форму. В алтарной части имеются углубление для престола и следы когда-то бывшего иконостаса. Справа от алтаря - небольшое помещение для ризницы. На полу храма высечены две гробницы, а напротив алтаря - небольшой выступ для сидения. На стенах храма были найдены две надписи - одна, сильно попорченая греческая, в правом углу алтаря, другая - по левой стороне входа, она состоит из нескольких древнееврейских букв в ободке довольно правильного орнамента.
Второй, значительно больший, храм расположен на вершине плато, по левой стороне тропинки или полуразрушенной лестницы идущей от нижнего яруса пещер в северо-восточной части плато. Храм вырублен в скале. Перед ним на выступе обнаружены прямоугольные гробницы. По архитектурным особенностям храм необычен для средневековой Таврики. Это сравнительно большая пещерная церковь: в длину - более 11 м., в ширину - от 4,2 до 5,4 м. Она вытянута не по оси, направленной к алтарю, как это было обычно принято, а по оси север-юг. Алтарная преграда сильно выдвинута вперед и занимает почти всю центральную часть помещения. Стены алтаря - остов иконостаса, иссечены из цельного камня, на нижних стенах его изображены большие кресты, а верхняя часть представляла собой когда-то шесть колонн, в промежутках между которыми были вставлены иконы. Под окном алтаря - углубление для жертвенника, а с правой стороны его, в углу, еще первыми экспедициями были обнаружены контуры изображения Христа, написанного прямо на стене. Справа от алтаря - две гробницы в полу храма, а у стены высеченный баптистерий - крещальня, с правой стороны которой на стене обнаружена была вырезанная монограмма Феос - Боже. Надписи есть и по краю баптистерия. Такого рода постройки известны на территории Малой Азии, входившей в состав Византийской империи. Они возникали в период иконоборчества, что дает основание датировать этот храм Тепе-Кермена VIII - IX в.в. Северо-восточнее и ниже этого храма, археологами обнаружено небольшое помещение, видимо хозяйственного назначения, но в нем же был найден крест, высеченный в камне.
Интересна еще одна церковь, находящаяся у южной оконечности городища. Это небольшая часовня с одной полукруглой алтарной апсидой. Стены сложены из массивных каменных плит длиной до 2,5 м. и шириной до 1,3 м. Исследовавший ее в 1969 г. Д.Л. Таллис, считал, что это только часть какого-то монументального религиозного комплекса.
Жизнь на Тепе-Кермене прервалась, вероятно, в конце XIV в. в результате вторжения на полуостров войск самаркандского правителя Тимура (Тамерлана)
Самое интересное в пещерах Тепе-Кермена - их происхождение. До нас не дошло никаких исторических сведений о поселении на нем. Предполагают, опираясь на его турецкое название (Тепе - вершина, Кермен - укрепление), что в древности на его плато лежало укрепленное поселение. Это весьма возможно, но надо заметить, что на вершине нет никаких следов поселений. О происхождении пещер Тепе-Кермена ничего не известно. В разное время на этот счет было высказано три гипотезы: первая, высказанная швейцарским ученым Дюбуа де Монпере, посетившим Крым в 30-х годах 19 в., приписывает образование их народу древности (троглодиты Страбона). По второй гипотезе, происхождение пещер Тепе-Кермена приписывают христианам, спасавшимся от гонений, или же бежавшим в Крым иконопочитателям (726 - 843 г.г.). По третьей гипотезе, высказанной в 1777 г. немецким ученым Тунманом, Тепе-Кермен представляет собой кладбище глубокой древности. Единственное, что в пещерах Тепе-Кермена не вызывает сомнений, это их происхождение от рук человека
40% пещер представляют собой открытые пустоты, т.е. у которых отсутствует одна сторона. Для жизни в них необходимо было закладывать эту сторону. Такие первобытные жилища существовали на самых низших ступенях цивилизации. Но среди пещер Тепе-Кермена имеются еще и пещеры со входом в виде люка, имеются пещеры со входом в виде двери - и эта форма уже далеко не из первобытных. За исключением некоторых, все пещеры лишены приспособлений для выхода дыма, предполагаемых очагов, что имело место в первобытных жилищах; большинство их лишено окон, что также соответствует первобытному виду искусственного жилища - и наряду с этим на Тепе-Кермене все же можно встретить и окно, и колонны, и нишу, и цистерны.
Ближе всего к действительности будет предположение, что три разных типа пещер появились в разное время, причем пещеры со входом-люком и большая часть пещер по низу скалы едва ли когда имели целью быть жильем человека, а если и делались по временам им, то разве лишь в силу какой-либо крайней необходимости.
При современном состоянии пещер невозможно судить о степени состоятельности гипотезы, что Тепе-Кермен - это кладбище глубокой древности. То обстоятельство, что в пещерах обнаружены выступы более высокие, чем другие, что вызывает мысль о могильном ложе, а так же то, что прежде в пещерах встречалось очень много человеческих костей, не дает с уверенностью отказаться от предположении о кладбище. Пока исследования не закончены, прийдется воздержаться от догадок о прошлом Тепе-Кермена.