Главная | Объявления | Пансионаты | Фотографии | Отзывы об отдыхе
Достопримечательности / Мангуп-Кале / Фотографии |
Средневековый город Мангуп находится в семи километрах от пещерного города Эски-Кермен. От Бахчисарая можно добраться до Мангупа на рейсовом автобусе до села Залесного. За селом от шоссе ответвляется влево проселочная дорога через долину деревни Ходжа-Сала к подножию Мангупа.
Мангуп - большой, сложенный мшанковыми известняками останец, высотой около 200 м. Он возвышается, точно остров, среди трех смежных долин - Каралезской, Джан-Дере и Адым-Чокракской. С трех сторон обширное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами (до 70 м. по вертикали), северный же склон прорезали три глубоких оврага: Капу-Дере ("капу" - вход, ворота; "дере" - овраг), Гама-Дере (Банный овраг), Табана-Дере (Кожевенный овраг). С северной стороны можно не только подняться пешком, но и въехать на плато. Между оврагами - четыре выступа, или мыса, похожих на четыре гигантских пальца, вытянутых к северу. Средневековые их названия (дотатарские) неизвестны. Самый дальний от шоссе восточный мыс называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), он весь изрезан пещерами; следующий к западу - Елли или Элли-Бурун (Ветренный, по другому предположению - Эллинский мыс, т.е. греческий); затем Чуфут-Чоарган-Бурун (мыс призыва иудеев - происхождение загадочно, оно может быть связано с поселением здесь в XVIII в. караимов) и мыс Чамны-Бурун - (Сосновый мыс). Все три оврага покрыты хвойными и лиственными деревьями, кустарником, что делает подъем даже в самые жаркие дни не очень утомительным.
О времени основания Мангупа нет единого мнения у его исследователей. Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на плато было поселение. Здесь был крупный военный и политический центр нагорья и центр христианизации, именно на плато Мангупа находился древний Дорос, он же понтийский город Присциана. Здесь еще в IIIв. существовало поселение, находившееся в тесных связях с Херсонесом. Об этом свидетельствуют находки отдельных предметов херсонесского происхождения и весь облик материальных остатков той поры. Более того, в кладке стен базилики (северная сторона) встречено типичное для конца II - начала IIIв. надгробие, несомненно херсонесского происхождения, с рельефным изображением стоящей в рост мужской фигуры. О непрекращавшихся связях с Херсонесом говорят находки здесь амфор позднеримских типов (не ранее IV в.) и медной монеты императора Аркадия (395-408г.г.)
Конкретных данных о раннем этапе истории княжества почти нет. Остаются неизвестными имена первых его князей. Предполагается, что князья Феодоро, как в период средневековья называли Мангуп,происходили от знатных выходцев из Трапезунда, принадлежавших к вельможному армянскому роду Гаврасов. С начала XV века до 1434 г. княжеством Феодоро правил энергичный и умный князь Алексей. Чтобы обеспечить княжеству Феодоро выход к морским торговым путям, Алексей восстановил Каламиту как порт. В 1433 г. ему удалось захватить крепость Чембало, которую генуэзцы еще в 1357 г. отняли у феодоритов. В ответ сенат Генуи снарядил карательную экспедицию - 20 галер с 6000 отборных морских и сухопутных воинов. В июне 1434 года после недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость Чембало, перебили ее защитников и местных жителей, взяли в плен княжича Алексея, сына князя Алексея, захватили и сожгли Каламиту. После этого генуэзцы двинулись вдоль южного побережья Таврики на восток, грабя и разрушая по пути поселения и крепости местных феодалов.
По окончании военных действий Каламита была возвращена княжеству и восстановлена, княжича освободили, и в том же 1434 г., после смерти отца, он стал правителем Феодоро. В это время назревала турецкая опасность, и в период княжения Алексея-младшего уже не было враждебных стычек с итальянцами.
После смерти Алексея-младшего, судя по татарским источникам, княжил его сын Олубей или Улубей ("большой князь"). Это было татарское прозвище. До 1475 года все князья Феодоро исповедовали христианство и носили православные имена.
В 1471 году Олубей умер и правителем Феодоро стал его брат Исаак (Саик - по генуэзским документам, Исайко - по русским). При нем генуэзцы ищут союза с Мангупом, что, несомненно, связано было с турецкой угрозой. Исаак посетил Кафу, где и заключил союз с генуэзцами.
В первой половине 1475 года князем Мангупа стал племянник умершего Исаака, сын Олубея Александр. Но летом 1475 г. турки и примкнувшие к ним татары захватили Кафу. Вскоре они подошли к Мангупу. Нападавшие были вооружены передовым по тому времени огнестрельным оружием, в том числе снятыми с кораблей пушками. Феодороты могли расчитывать лишь на неприступность крепости и на собственное мужество. Пять раз ходили турки на приступ, однако мангупская твердыня выстояла. Началась долгая осада. В городе иссякло продовольстие. В декабре изнуренные голодом и болезнями защитники Мангупа вынуждены сложить оружие и сдаться на милость победителя.
Захватив Мангуп, турки разорили его, истребив почти всех жителей, не щадя ни детей, ни стариков, затем подожгли город. Князь Александр погиб в заточении в Константинополе, женская половина его семьи попала в султанский гарем. В живых остался лишь его малолетний сын, который стал впоследствии в Турции родоначальником знатной, но не влиятельной фамилии.
Сам Мангуп со всеми землями бывшего княжества был превращен в турецкий кадылык (округ). Оборонительные стены служили теперь новым хозяевам; до XVIII в. здесь стоял турецкий гарнизон. К названию города турки прибавили слово "кале" - крепость. После присоединения Крыма к России (1783г.) с плато ушли последние его жители, и некогда большой город, центр могущественного княжества, окончательно прекратил свое существование.
На плато можно подняться тропой по ближайшей балке Табана-Дере или по следующей балке Гамам-Дере. Наименее крут подъем по ездовой дороге, идущей по южному склону к главным воротам в верховьях Капу-Дере, для этого надо пройти к самому дальнему мысу Тешкли-Бурун. При входе на плато слева видны в скалистых обрывах полости искусственных пещер - это оборонительные пещеры, справа видна полуразвалившаяся башня.
Если подниматься по балке Гама-Дере, то минут через сорок после начала подъема тропа приведет к хорошо сохранившейся башне. От нее тропа круто поднимается на правый склон оврага вдоль оборонительной стены, пересекающей его верховья. Через пролом, где в средние века могла быть калитка, попадаем на территорию города. Слева - пещеры, вырубленные в скале, справа - заросли деревьев и кустарников. В конце тропы - естественный грот, из которого вытекает родник с хорошей питьевой водой. От него можно по другой, ближайшей слева, тропе подняться на плато.
С высоты столовой горы открывается незабываемое зрелище, особенно в ясную погоду. На западе видна часть Севастопольской северной бухты, куда впадает река Черная. Над устьем реки - руины крепости Каламиты. Левее ее на фоне неба темнеет силуэт
башни Чембало, некогда принадлежавшей княжеству Феодоро. Севернее от плато видны скалы Эски-Кермена, за ними - уходящие вдаль холмы, где расположены ближайшие села, за ними, за долиной реки Качи, просматривается Чуфут-Кале. К востоку по реке Бельбек находились мангупские укрепления - Керменчик, Сюйренская крепость с монастырем Ай-Тодор и два замка на вершинах скал Сююрю-Кая и Сандык-Кая. Обернувшись к Юго-востоку, видим величавый синий силуэт Чатыр-Дага, вершины Главной гряды Крымских гор - Кемаль-Эгерек, Демир-Капу и другие, скрывающие Южный берег. Само плато Мангупа, вытянутое с востока на запад, просматривается хорошо, с севера верховья всех трех оврагов заслонены руинами высоких стен с башнями.
Ранний Мангуп (V - VI вв. н.э.) занимал в основном территорию верхнего города, расположенного на Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), затем город расширился, и остальные три западных мыса вошли в территорию нижнего города. Позднее была заселена и часть Кожевенного оврага. Верховья Табана-Дере превратились в ремесленный район. На Сосновом мысу до конца существования города оставался пустырь, своего рода запасная территория, хотя все его расселены и были закрыты стенами.
Доступ на территорию верхнего города на мысе Тешкли-Бурен и в настоящее время преграждают руины цитадели - высокая оборонительная стена, пересекающая мыс с востока на запад. У ворот - величественные руины двухэтажного здания. Постройка сильно разрушена, последний раз она ремонтировалась в конце XV века турками. С внутренней ее стороны широкие окна и двери, наличники которых украшены высокохудожественной резьбой по камню в малоазийских традициях. Отсюда здание больше напоминает дворец, чем крепость: возможно оно и было укрепленной резиденцией мангупских князей. Верхний этаж был жилым, в нижнем помещалась дружина князя, полуподвал использовался при князьях как арсенал, а при турках как тюрьма.
Неподалеку от ворот можно увидеть остатки октагона, небольшой восьмигранной церкви с одной абсидой (VIII век). По восточному обрыву Дырявого мыса тянутся многочисленные пещеры-казематы, из которых хорошо видна дорога к главным воротам города. Такие же казематы и на западном обрыве мыса, они были устроены для поражения неприятеля сверху, в случае его нападения по дороге к городским воротам. В мирное время эти сооружения использовались для хозяйственных целей, об этом свидетельствуют вырубки на стенах пещер для деревянных палок и углубления на полу для днищ пифосов. В некоторых казематах содержались животные.
В средней части восточного обрыва, в цепи боевых казематов, некогда соединенных висячими галереями и лесенками, была пещерная церковь для защитников цитадели. С плато в нее ведет лесенка. В восточной закругленной стороне церкви находился алтарь.
Со стороны Бельбекской долины подступы к плато контролировала дозорная башня, построенная на самом конце мыса. Перед башней была казарма. Нижняя часть ее вырублена в скале, верхняя, сложенная из камня, не сохранилась. Под основание башни ведет дверной проем, за ним - лестница, по которой можно спустится в обширную искусственную пещеру. Западная и восточная стены ее разрушились, в результате образовалось сквозное отверстие, хорошо видимое снизу, если ехать к Мангупу с севера. Еще две лестницы ведут из пещеры вниз, в просторное сооружение, предположительно подземная тюрьма. Она состоит из зала с подпорным столбом посредине. Одиночные камеры вырублены в северной и восточной сторонах пещерного зала. В дверных проемах видны следы пазов для деревянных дверных коробок, а с внешней стороны - углубления для засовов. Дверь в южной стене зала ведет во второе помещение с большим окном. Здесь могла дожидаться смены стража, одновременно наблюдавшая за заключенными.
На всей территории мыса в неровностях грунта и местами выступающих из земли кладок угадываются наземные строения. У северного обрыва есть глубокий колодец.
Выйдя из цитадели, можно пройти к наиболее возвышенной части плато. Дома на плато располагались ближе к верховьям Табана-Дере и Гамам-Дере, где находятся и в настоящее время источники воды. На южной части плато в скале находится множество пещер, некоторые из них - христианские храмы. В скале выдолблены виноградодавильни.
Западнее балки Гамам-Дере, на расстоянии около 100 м. от ее верховьев, находятся остатки дворца последних владетелей Феодоро. Это большое, почти квадратное в плане здание (35х40 метров). С северной стороны к нему примыкала башня, время ее строительства - 1425 год. Согласно найденной в ней надписи, высеченной на камне, "была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья". В южной стене был вход через изящную аркаду в просторные сени. Главное помещение дворца - парадный зал - разделен был на три равные части двумя двойными аркадами на 24 столбах. Во время раскопок найдены были плоская черепица с клеймами (греческими буквами), множество обломков всевозможной привозной посуды из Египта, Персии, что указывает на обширные торговые связи.
Северо-западнее дворца, на расстоянии около 100 м., находятся остатки большого христианского храма, построенного в честь святых Константина и Елены. Он представлял собой трехнефную базилику - вытянутое с востока на запад прямоугольное здание, разделенное вдоль двумя рядами колонн на три части (нефа), с двускатной кровлей и выступающими на восток полукружиями - абсидами. Вдоль северной и южной стен храма были пристроены галереи. Пол центрального нефа состоял из больших каменных плит, в боковых найдены остатки многоцветной мозаики. Как показали раскопки, базилика отстроена в XIV - начале XV в. на месте другой, возведенной ранее.
В самом храме (в его полу) на протяжении длительного времени хоронили знатных особ. Могилы найдены и за пределами базилики. С северной стороны в 1938 году была открыта крещальня с остатками мозаичного пола. Юго-западнее базилики сохранились остатки городских усадеб.
В верховьях Табана-Дере были вторые городские ворота. В этой части города жили в основном караимы. Юго-западнее ворот сохранились остатки кенасы (караимского молитвенного дома). В верховьях балки возвышается башня. В 1978 году раскопана ее тыльная сторона, состоящая из двух разновременных кладок. Восточная ее часть сооружена феодоритами, западная перестроена турками в XVI в.
В обрыве южной стороны плато есть спуск к древнему пещерному храму. Спустившись, можно попасть на площадку, с которой каменная лестница приводит в обширный естественный грот, по сторонам которого расположены монастырские помещения, справа - храм, слева - кельи. Несколько лет назад, после землетрясения одна из келий рухнула. Храм имеет коробовый свод, апсиду, вдоль полукруга вырезан синтрон (сопрестолие, скамья для священнослужителей), ниша и место для престола. Апсида отделяется алтарной преградой, также высеченной в скале. Стены украшены карнизом, арками, пилястрами. В полу храма вырублены две гробницы, центральная принадлежала какой-то знатной фамилии. В алтарной части на стенах сохранились слабые фрагменты фресковой росписи, относящейся к началу XV в. Исследовательские экспедиции 30-х годов прошлого столетия еще застали более или менее просматриваемое изображение, над которым впоследствии "потрудились" горе-туристы так, что остались лишь слабые следы росписи. По обеим сторонам алтарной ниши с изображением Христа-отрока, написаны отцы церкви в покрытых крестами облачениях со свитками в руках. Над ними - сильно поврежденная композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов с алыми крыльями в центре которой - Христос, восседающий на троне с поднятой для благословения правой рукой и Евангелием в лежащей на колене левой руке. Сейчас в храме живут несколько монахов, проходят службы, восстанавливается его облик.
При спуске вниз по оврагу Табана-Дере видны вырубленные в скале чаны для обработки кож. Ниже находится караимское кладбище, на некоторых надгробиях сохранились надписи. Ниже овраг пересекает еще одна оборонительная стена. Возведена она в турецкое время, возможно на месте более ранней стены.
Спустившись в долину к подножию Мангупа, обернитесь и взгляните еще раз на этот величественный и прекрасный памятник, сотворенный природой - он надолго останется в Вашей памяти.