Главная | Объявления | Пансионаты | Фотографии | Отзывы об отдыхе
Достопримечательности / Старый Крым / Старые фото |
Городок Старый Крым - второй после Белогорска на пути из Симферополя в Феодосию. Всеобщий интерес вызывают архитектурно-археологические памятники, уцелевшие на территории города: древняя мечеть хана Золотой Орды Узбека с развалинами примыкавшего к ней медресе, остатки второй мечети, связанной с именем султана Египта - Бейбарса;
стены не менее старого караван-сарая; руины небольшой однонефной церкви,
время возникновения которой тонет во мгле средневековья. Особенно привлекает романтичностью места и красотой архитектуры средневековый армянский монастырь Сурб-Хач, расположенный в окрестностях города и исторически тесно с ним связанный.
Старый Крым - город не безвестный: его упоминают средневековые авторы, он фигурирует во многих юридических и торговых документах XIII - XV столетий. Расположенный на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, Крым таврический был известен как конечный пункт караванного пути из Хорезма, откуда восточные товары поступали на рынки всего побережья Черного и Средиземного морей.
Старый Крым в эпоху средневековья отличался от большинства других городов Таврического полуострова прежде всего своим местоположением: не на возвышенности, а посреди долины. Точнее - у подножия двух господствующих над ним горных массивов: с севера - Агармыша (около 725 м. над уровнем моря), с юга - несколько более высокого хребта Карасан-Оба. Все это останцы и отроги Главной горной гряды, которая в этих местах, понижаясь, как бы распадается на группы отдельных гор и холмов, с южной стороны обрывистых и скалистых, с северной - более отлогих и покрытых густым лесом.
Когды же именно возник город? О том, что Старокрымская долина обитаема с глубокой древности, свидетельствуют находки на полях, окружающих Старый Крым: кремневые орудия времен неолита и бронзы; местами россыпи черных черепков глиняной посуды грубой лепной работы, кое-где могильники с ящикоподобными каменными гробницами.
Вокруг города много курганов. Один из них поражает своей высотой и шириной. Легенда связывает его с именем знаменитого хана Мамая, но это только легенда, курган несомненно намного древнее средневекового города.
На одной из высот Агармышского массива - западной, под которой бьет едва ли не самый полноводный из постепенно глохнущих родников Агармыша, сохранилось скифское городище. Оно не велико: 32 м. в длину и 22 м. в поперечнике. Его окружает едва сохранившаяся стена из неправильных по форме глыб необработанного камня. Углы стен скруглены, местами выступают с внешней стороны примитивные подобия башен. Узкие ворота в восточной части укрепления похожи на тесный лаз - такие легче было запирать и оборонять от вторжения неприятеля.
Онаруженный археологический материал позволяет датировать памятник первыми веками н.э. Агармышское укрепление служило в военное время для спасения жителей открытых поселений, находившихся где-то внизу, поближе к воде и полям.
На том же Большом Агармыше, в стороне от скифского убежища (к востоку от седловины, делящей гору на две неравные части), обнаружены остатки раннесредневековых построек. Такие же следы жизни - в огромном овраге по ту сторону горы, а также на южном ее склоне, обращенном к Старокрымской долине. В естественных обнажениях грунта - осыпях и промоинах - можно обнаружить черепки древней глиняной посуды.
Экспедиция И.Т. Кругликовой, обследовавшая большое пространство вокруг Старого Крыма, обнаружила явные следы древних поселений от IX - VIв.в. до н.э. до времени присутствия на полуострове римских военных сил (I - III в.в. н.э.).
В селе Айвазовском есть мощный источник, питающий водой Феодосию. В соседстве с ним экспедиция обнаружила по 40см-вым слоем грунта древний канал, вырубленный в скале. Канал этот, трапецевидный в сечении, имеет значительные размеры: глубина около 0,5 м., ширина по верху - свыше 1 м. и около 0,35 м. по дну. Это оросительное сооружение функционировало в IV - III в.в. до н.э. Позднее для тех же целей использовались глиняные керамические трубы - обломки их изобилуют в окрестностях села. Подобное можно наблюдать и в Старом Крыму при различных строительных работах.
Первые находки стали поступать еще в прошлом веке. В 1895 г. найдена каменная прямоугольная плита с надписью 222 г. н.э. на греческом языке в честь боспорского царя Тиберия Юлия Рескупорида, сына царя Савромата.
Но начальный период старокрымской истории изучен пока еще слабо.
У города одновременно существовало несколько названий - чаще других употреблялись названия "Крым" и "Солхат" ("Сурхат", "Сургат"). Солхат довольно часто упоминается в генуэзских нотариальных актах, дипломатической и деловой переписке, так что не остается сомнений в его чрезвычайно серьезном значении для генуэзцев. Для них Солхат - пункт важнейших торговых сделок, но при этом и место, где устав Кафы 1316 г., с одной стороны, запрещает генуэзским торговцам пребывать слишком долго, зпарещает продавать свои товары, а с другой - без всяких ограничений разрешает делать закупки.
Крым упоминается в средневековых татарских документах. Для татар город Крым - прежде всего административный и торговый центр золотоордынского наместничества, которое сформировалось в степной части полуострова и юго-восточной Таврике в течение второй четверти XIII столетия.
Историки и археологи считают, что название "Крым" происходит от татарского слова "кырым" - ров. Во втором десятилетии XX в. с северо-восточной стороны города были отчетливо видны остатки оборонительной стены с башнями и две линии глубоких рвов. Гораздо слабее, но все же прослеживаются они и сейчас. Было сделано заключение, что рвы появились значительно раньше стен.
Первое известное упоминание некоего "города Крыма" содержит источник конца XIII в. "Сборник летописей" Рашид-ад-Дина. В первой половине XIV в. город Крым разрастался. По своему времени он был благоустроенным: водопровод, рынок, караван-сарай, кофейни, бани, жилище правителя, богатые дома, монументальные мечети и церкви, различные хозяйственные постройки и разномастные жилища. Здесь кипела торговля, процветали ремесла. Площадь города, опоясанная стенами, могла составлять в XIV в. не более 80 гектаров. Каждая из народностей, населявших Крым-Солхат, занимала в городе свое определенное место.