Главная | Объявления | Пансионаты | Фотографии | Отзывы об отдыхе
Достопримечательности / Бахчисарай / Фотографии |
Бахчисарай – город в предгорном районе Крыма, в балке, защищённой от ветров – был основан ханом Менгли-Гиреем в начале XVI века. Название его означает "цветущий сад". После Кырк-Ора (Чуфут-Кале) он стал столицей Крымского ханства. В средние века он был крупным торговым и ремесленническим центром Крыма.
С происхождением города связана древняя легенда… Бахчисарай, вернее сказать - старый Бахчисарай (с персидского — город-сад), скрыт в ущелье. Улица, проложенная по правому берегу речки Чурук-Су ("гнилая вода"), делит город на две неравные части; протяженность этой главной его артерии — около трех километров. В начале она носит название улицы Ракитского, затем - Ленина, Р. Люксембург, а в конце - Басенко (бывшее поселение Салачик).
Дорога идет мимо городского и детского парков, слева нависают скалы, под ними - старые, средневекового типа домики с балконами ("мушараби"), много подпорных стен, лестниц. Справа - такие же крытые черепицей строения, изредка
- новые, современные небольшие дома. Город находится между Внешней и Внутренней грядами Крымских гор, на высоте 150-340 м над уровнем моря, а ближайшие окрестности - на высоте 500-600 м. Берег моря отсюда в 15- 20 километрах. В ущелье проникает и морской воздух, и степной, и горно-лесной.
Климат Бахчисарая мягкий, здоровый. Поступающий в ущелье прохладный воздух смягчает летнюю жару. Вечера и ночи здесь прохладнее, чем на Южном берегу. Средняя годовая температура +10°. Самый холодный месяц - февраль (средняя температура+0,8°), самый жаркий — июль (+21,7°).
Главное, что привлекает в Бахчисарай - памятники истории и культуры, которыми
он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник архитектуры
XVI— XVIII вв. Ханский дворец (Хан-Сарай).
На территории Бахчисарая и Бахчисарайского района можно встретить памятники более позднего времени. В их числе неолитическая стоянка Кая-Арасы (около 7 тысяч лет тому назад), где найдены обломки глиняной посуды, кремневые орудия. В 1952 году близ совхоза «Коминтерн» был раскопан курган, в нем под грудой камней, на глубине более трех метров, выявлено захоронение эпохи бронзы (3 тысячи лет назад).
В долине Ашлама-Дере – за Старосельем – обнаружены при раскопках лепная посуда, кремневые орудия труда, каменные зернотерки, принадлежавшие таврам. Труднодоступные таврские убежища находились на плато многих столовых гор. Одно из них – недалеко от Бахчисарая, на огромном каменном останце Козу-Кулак-Кая. Остались кое-где фундаменты жилищ из грубо обработанного камня; более часты могилы из больших каменных плит – так называемые “каменные ящики”. Есть они и вокруг Бахчисарая, в окрестностях сел Трудолюбовка, Баштановка, Лесниково.
В V в. до н.э. тавры и их ближайшие соседи скифы вплотную сталкиваются с пришельцами – древними греками. Столицей позднескифского государства стал Неаполь скифский, располагавшийся на теперешней юго-восточной окраине Симферополя(Петровские скалы).
В Бахчисарайском районе обнаружен ряд городищ, относящихся к позднескифскому времени: Усть-Альминское на мысу у села Песчаного, где сейчас видны остатки оборонительного вала и рва, могильник; Алма-Керменское – подле села Заветного (поселение и могильник).
Во II в. н.э. здесь же, на левом берегу Альмы, на месте позднескифского укрепления Алма-Кермен, возникает римская крепостца, в которой обосновался один из отрядов XI Клавдиева легиона. Обнаружены остатки жилого дома, фрагмент краснолакового блюда с портретом римского воина, черепица с клеймами легиона, римская посуда, украшения из египетского фаянса, янтаря, сердолика.
В конце I в. до н.э. в Крым проникают сарматские племена. Здесь они постепенно сливаются с местным населением – скифами. Сарматские могильники найдены в Бельбекской долине близ сел Тургеневка и Красный Мак; в долине реки Альмы у села Заветного, по берегам реки Бодрак, т.е. в непосредственной близости от Бахчисарая. Во время раскопок могильника у села Красный Мак, относящегося ко II-III в. н.э., исследованы погребения с чертами скифского, отчасти сарматского ритуала; скифо-сарматскими являются могильники Озерное I и II (I-III в. н.э.). В III-IV в. н.э. в Бахчисарайском районе появляются племена аланов, они занимались скотоводством, земледелием, виноградарством.
В III веке в Крым вторглись готы - воинственные германские племена, и позднескифское государство было фактически ими уничтожено и вслед за тем окончательно стерто с лица земли гуннами. Гуннское нашествие довершило гибель расположенных рядом с Бахчисараем городищ.
В V-VI в.в. к юго-востоку от теперешнего Бахчисарая возникают укрепления – замки и городища. Вся жизнь укрепленных поселений тесно связана с византийской культурой, в особенности с того времени, когда на смену язычеству приходит из Византии христианство.
До сих пор сохранились остатки городов-крепостей, возвышающихся на неприступных отвесных скалах: на скале Тепе-Кермен, на величественном плато Мангуп,
на обособленной скале-останце Эски-Кермен, лучше других сохранился Чуфут-Кале, есть и другие средневековые укрепления вогруг Бахчисарая –
Сюйрен, Кыз-Кермен, Бакла – все они входили в сферу влияния византийского Херсона. В районе Бахчисарая известны и христианские монастыри: Успенский (рядом с Бахчисараем), Челтер-Коба у села Малого-Садового, Шулдан близ Терновки, Качи-Кальон под Баштановкой.
Вокруг городов, замков и монастырей были открытые поселения, жители которых в случае опасности находили убежище за стенами укреплений. В VI-VII веках сармато-аланское население – в массе своей уже христиане, о чем свидетельствуют кресты, найденные в могильниках. Но лишь к концу IX века христианство утверждается тут прочно и окончательно.
В VII веке течение мирной жизни нарушено - в Таврику приникают хазары и размещают в важнейших ее пунктах свои гарнизоны. Вторжение хазар-язычников, стоявших на более низкой ступени развития, чем аборигенное население Крыма, сказалось отрицательно на экономике и культурном развитии полуострова. Со временем большая часть хазар приняла иудейскую религию так называемого караимского толка.
Начиная с X века усиливается вторжение тюрских племен, вслед за печенегами и половцами, на полуостров проникают монголо-татары.
В конце золотоордынского периода (XIII-XIV века) происходит отпадение от Орды отдельных ее улусов (провинций), в том числе Крымского, ставшего на недолгое время независимым ханством, а затем - вассалом Оттоманской империи.
Возникновению Бахчисарая предшествовал длительный период (более 150 лет), в течение которого произошел переход татар от кочевого образа жизни к оседлому. Временным становищем татар стало урочище Улаклы, где расположено ныне село Глубокий яр, - в 6 километрах от будущего города Бахчисарая. Затем они начинают поселятся и в долине реки Чурук-Су. Так возникло старое татарское селище Эски-Юрт. Местоположение его весьма выгодно, так как здесь проходил старый караванный путь с севера на юг.
С течением времени близ поселения появилось большое кладбище с мавзолеями знатных беев и их родственников в месте, называемом Азис, или Азислар, - ныне район улиц Фрунзе, Буденного и Задорожный (недалеко от железнодорожного вокзала Бахчисарая).
Около 1428 года ханом становится Хаджи-Гирей и выбирает для своего местопребывания замкнутую долину и крепость Кырк-Ор (Чуфут-Кале). В центре долины, под склонами мыса Бурунчак, Хаджи-Гирей построил дворец Ашлама-Сарай. Во время правления Менгли-Гирея (сына Хаджи-Гирея) поселение Салачик становится столицей ханства. Здесь возле летней резиденции хана строится монументальное здание Зинджирли-медресе (1500 год) - новый "центр учености". Снаружи глухая ровная стенка с одним только проемом - входной дверью. Сверху поперек входа висит "зинджир" - цепь. Кто входит, должен склонить голову перед святыней мусульманской науки. За дверью - открытый прямоугольный двор, окруженный десятью куполами на арках, и помещения для учеников, перекрытые коробовыми сводами. В центре дворика в свое время находился фонтан, ныне не сохранившийся.
Рядом - мавзолей, построенный в 1501 году Менгли-гиреем над могилой своего отца; здесь четырнадцать лет спустся был похоронен и он сам. Выполненный в сельджукских традициях (родина сельджукской архитектуры - Персия), памятник этот представляет собой восьмигранник с порталом, сильно выступающим из плоскости стены, основанной на сложном цоколе. Пилоны (столбы) портала, богато украшенные резным по камню орнаментом, поддерживают "сталактитовый" полукупол. В боковых стенах устроены ниши, тоже со "сталактитовым" полукупольным завершением. С внешней стороны по углам портала - колонны, увенчанные резными капителями, на которые как бы опирается "сталактитовый" полукупол.
Недалеко от Ханского дворца в Бахчисарае находится еще один памятник начала XVI века - Эски-Дюрбе. Монументальное квадратное в плане здание увенчано слегка приподнятым, килевидным в разрезе куполом на восьмигранном основании. С восточной стороны к каменному кубу примыкает портал, выступающий сильно вперед. Портал состоит из пилонов и высокой стрельчатой арки из тесаного камня, ничем не украшенной. Тимпан (треугольное поле фронтона - верхней части фасада) входа украшен круглыми розетками. Но самое интересное в этом памятнике - замкнутый, отгороженный от всего окружающего дворик с фонтаном, где можно было бы посидеть наедине, мысленно беседуя с покойным. Стены дворика пронизаны стрельчатыми арками, внизу же - узкие бойницы, имеющие здесь чисто декоративное значение. Входа сюда нет ни с одной стороны, только изнутри мавзолея. На холме вокруг мавлозея обнаружены следы других захоронений.
Легенда о происхождении Бахчисарая
Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости (Кырк-Ор)
в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные
дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц,
зайцев и даже трёх диких козлов.
Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость,
сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки
деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только
шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.
Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного кустарника
быстро выползла змея. Её преследовала другая змея. Завязалась смертельная
схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела.
Долго длилась схватка. Одна из змей, вся искусанная, обессиленная, перестала
сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила
к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу – началось новое
кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в высокой траве в лучах солнца
– невозможно было уследить, где одна, а где другая. В азарте борьбы змеи отдалились
от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносилось злобное шипение
и треск веток.
Сын хана не спускал глаз с побеждённой змеи. Он думал о своём отце, о своём
роде. Они сейчас подобны этой полумёртвой змее. Вот также искусанные убежали
в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идёт битва, а кто кого в ней
одолеет: золотоордынцы – турок, или турки – золотоордынцев? А ему и отцу его,
Менгли-Гирею уже не подняться, как и этой змее…
Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силясь
поднять голову. С трудом ей это удалось. Напрягши остаток сил, приблизилась
змея к реке и погрузилась в неё. Извиваясь, всё быстрее и быстрее, полуживая
змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней
даже следов ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, переплыла
реку и невдалеке от изумлённого человека скрылась в кустах.
Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они
ещё оживут, как эта змея…
Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки.
Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская
Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов
Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.
На том месте, где схватились в смертельной схватке две змеи, старый хан велел
построить дворец. Около дворца поселились его приближённые. Так возник Бахчисарай.
Двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо
было бы трёх: двух в борьбе, а третью – полумёртвую. Но третью не стали высекать:
мудрым был хан Менгли-Гирей…