Главная | Объявления | Пансионаты | Фотографии | Отзывы об отдыхе
Достопримечательности / Монастырь Сурб-Хач / Фотографии / Старые фото |
"Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид, и положение твоё дивны…"
Такими восклицаниями пересыпаны стихотворные обращения к монастырю, созданные тхацасами - армянскими поэтами
турецко-татарского времени. Однако, при всех скидках на лирическое преувеличение восточной цветистости слога, надо признать, что доныне "дивны" его вид и местоположение в самом верховье глубокого оврага, открытого к западу цветущей и свежей Старокрымской долине.
Примерно в километре от усадьбы монастыря дорога выбирается из густого мелколесья на правый край оврага, в густую тень больших развесистых деревьев и выпрямляется как стрела. За неожиданным поворотом к югу, где верховье оврага террассированно бутовыми крепидами, предстаёт вдруг на фоне леса призрачно-светлая громада обомшелых каменных стен.
Над дорогой, глядя окнами в сторону Агармыша, возвышается трёхэтажное здание монастырской трапезной и примыкающих к ней помещений. В нижнем, цокольном этаже, отделённом от второго узким поясом из нескольких рядов плоских кирпичей (плинф), между огромными, грубо обработанными глыбами чернеют вертикальные щели окон монастырского подвала, похожие на крепостные бойницы. Во втором этаже сравнительно недавно, в 60-ых годах прошлого столетия, пробит ряд обычных продолговатых окон с оштукатуренными откосами. Несколько пониже располагаются заделанные бутовым камнем проёмы прежних окон, более узких и вытянутых, с резными наличниками из желтовато-белого известняка. Третий этаж был построен в тех же 60ых годах из пиленого камня - взамен обветшалой и неказистой более ранней постройки. Здесь, на третьем этаже, просторные окна и маленький балкон на железных консолях, висящий над дорогой и ущельем.
За углом длинного здания открывается выложенный булыжником двор. Единственное его ограждение - лес, деревья которого как бы карабкаются по крутым склонам горы Святого Креста. Посреди двора колодец с чистой и свежей родниковой водой, а между ним и собственно монастырскими корпусами вытянулось здание монастырской гостиницы, отделённой от двора высокой подпорной стеной и густо заросшей деревьями и сиренью. Во время Великой отечественной войны оно было разрушено до основания и восстановленно после по фотографиям и рисункам.
Ниже двора спускаются по оврагу ещё четыре террасы с бутовыми подпорными стенами. На верхней и самой узкой из них под плоской неглубокой килевидной аркой из тёсанных камней, плотно пригнанных друг к другу, расположился фонтан конца XVIII - начала XIX веков.
Другой фонтан - нижний - устроен в углу садовой террасы (третьей, считая сверху) и питается водой из того же родника. Фонтан богато и затейливо украшен. Обращают на себя внимание изящно профилированные наличник полукруглой арки и декоративный пояс, сложный по рисунку карниз, венчающий каменный резервуар. В "сталактитовой" нише - узорчатые резные камни с "сельджукским" орнаментом. По известной архаичности рисунка, по содержанию хачкара, как и прочих декоративных вставок, можно было бы отнести его к XIII- XIV векам, однако противоречит этому разнокалиберность деталей, явно принадлежавших в своё время каким-то иным постройкам. Кроме того, планировка террас, оросительная система, словом, вся ситуация монастырского сада свидетельствует о поздних и неоднократных переделках. Характер обработки камня и самой кладки крепид, а особенно длинной лестницы, которая со двора спускается в сад, пересекая садовые террасы, говорит о времени не ранее второй половины XIX века. В обнажениях грунта встречается поливная керамика XIII - XIV веков, залегающая здесь довольн глубоко - под метровой или даже полутораметровой толщей натечной земли. Чтобы обнаружить следы более ранней, средневековой планировки, пришлось бы изрезать весь сад разведывательными траншеями, шурфами и раскопками, хотя, врядли средневековая планировка была радикально изменена.
На верхних террасах монатырского сада сохранились ореховые деревья, опутанные лианами ломоноса и колючей лозой ажины. Подалее от монастыря и пониже террасами завладел лес: остатки развороченных камнями крепид, фундаменты каких-то мелких построек едва проглядывают в сумраке зарослей из-под слоя палой листвы.
Напротив верхней террасы и начала лестничного спуска в сад устроена ещё одна каменная лестница - по ней можно попасть во двор и, перейдя его, спутиться к фонтанам. А чтобы попасть внутрь самого монастыря, нужно завернуть за угол двухэтажного братского корпуса с кельями, к южному фасаду которгоо примыкает терраса. Стены нижнего этажа братского корпуса прорезаны узкими окнами-бойницами. Такое же оконце над монастырскими воротами, тесными, под невысокой приплюснутой аркой. С внутренней стороны было нечто вроде деревянных антресолей, где восседал когда-то привратник или сторож, придирчиво оглядывая всякого, кто постучался бы в неурочный час.
Через ворота посетитель попадал в узкий коридор между братским корпусом и зданием трапезной. В глубине тесного и тёмного коридора небольшая, перекрытая тяжёлым камнем калитка вдруг распахивалась в просторный, радостно-светлый атриум - парадный внутренний двор монастыря. По контрасту с мрачноватым предверием кажется ослепительным этот сравнительно небольшой двор, залитый солнцем, отражающимся на плитах его мостовой, на белых стенах - трапезной и храма, на высокой монастырской ограде, на белокаменных ступенях паперти.
Церковь Святого Креста (иногад её называют церковью Святого Георгия, путая с останками другого храма, затерянными в лесу, в 3-х километрах южнее монастыря) возвышается справа от входа в атриум; слева - восточный фасад трапезной, с этой стороны двухэтажной, а прямо - высокая, точно крепостная стена, глухая монастырская ограда с маленькой, почти незаметной (едва ли не потайной) калиткой, ныне замурованной. Сходство с крепостью придаёт монастырю и высокая башня, вырастающая над папертью и атриумом из правого (юго-западного) угла гавита - так называется в армянском храме притвор (сени, вестибюль).
Башня - простая прямоугольная призма с односкатной кровлей - вполне могла бы использоваться в качестве сторожевой: из её окон окружающая местность просматривается достаточно далеко. В прошлом, когда не подступал со всех сторон лес, отсюда открывался вид на часть монастырской дороги, на Старокрымскую долину с её дорогой из Карасубазара в Старый Крым, на Агармыш, синеющий вдали. Однако, назначение башни было мирное - служила она главным образом колокольней: железный кронштейн ещё торчит в стене на том месте, где у самого окна висел когда-то монастырский колокол.
Слева от паперти - между северной стеной гавита и оградой - обнаружены раскопками фундаменты давно разрушенных средневековых построек, о назначении которых остаётся только гадать. Из стен гавита выступает часть прямой арки и фрагмент бутового свода. Связанные с ним каменные кладки уходят под угол гавита и под монастырскую ограду, в силу чего следует ожидать за ней продолжение этих строительных остатков.
К углу гавита примыкает ещё одна ограда, пониже внешне, с калиткой из атриума в малый внутренний двор. От этой калитки со стороны атриума ведёт наверх узкая и крутая каменная лестница, прилегающая одной своей стороной к ограде малого двора и северному пассабу братского корпуса. По ней можно попасть на второй этаж трапезной, и она же, судя по всему, выводила на разрушенную галерею верхнего яруса келий. С этой галереи, вероятно, можно было спуститься (по деревянной лестнице) в такую же нижнюю, которая проходила вдоль келий. От деревянных столбов нижней галереи остались лишь их основания - камни с выдолбленными круглыми гнёздами, лежащие на своих местах поверх плитовой вымостки дворика. Кельи нижнего этажа, перекрытые каменными сводами, ещё целы. Это тесные помещения, каждое с камином, дымоход которого упрятан в стене. Одна из келий примечательна тем, что в ней был крестообразный свод на гуртах (нервюрах) - приём, не раз повторяющийся в армянских постройках Крыма.
Справа от главного входа в гавит, возле калитки, ведущей в малый двор, есть надпись на мраморной плите. В переводе текст её гласит: "Милостью Божией монастырь Сурб-Хач вторично возобновлён великолепно, также храм и наружные двери с окружающими стенами: Во времена епархиального начальника острова архиепископа Адама… Он был радетелем и виновником перестройки… Год спасителя нашего 1751, лето армянской эры 1200".
В целом Сурб-Хач, не считая двух наипозднейших добавлений, основан в первой половине XIV века, но ни одно из его ныне зримых сооружений, за исключением храма, не восходит целиком ко времени основания монастыря.