Главная | Объявления | Пансионаты | Фотографии | Отзывы об отдыхе
Достопримечательности / Караимские кенасы / Фотографии |
Евпаторийские кенасы и дворы, ведущие к ним - это уникальные образцы зодчества караимского народа, памятники рубежа XVII - XIX веков. В их архитектуре отражены традиции того переходного времени, когда зрел, набирая силу, русский классицизм, оставивший и в Крыму ряд значительных и интересных построек.
Чтобы попасть к кенасам, надо пройти последовательно три двора - такое шествие к храму должно было поднимать молитвенное настроение верующих.
Первым от ворот открывается продолговатый двор, в который ведут ажурные ворота, выполненные в стиле "поздний ренессанс". Двор украшен орнаментированными мраморными плитами с письменами на древнееврейском языке. Надписи на них - мемориального характера. В них сообщается о благочестивых караимах, внесших пожертвования. Первая, к примеру, доска установлена в честь Вениамина Тангура, основателя бесплатной сельскохозяйственной школы в Кара-Тобе, что в 9 км от Евпатории (ныне Прибрежненский совхоз-техникум). На доске у фонтана прославляется имя некоей дамы, пожертвовавшей деньги на его устройство.
Все мемориальные доски двора коридора выполнены из светло-серого мрамора, привезенного из Италии. Орнаменты и надписи высечены превосходными мастерами. Пол каменный, плитчатый. Перекрыт дворик металлической перголой, увитой виноградом, лозы которого "живут" во дворике более ста лет.
Второй двор покороче. Вход в него обставлен четырьмя колоннами, а пол покрыт белым мрамором. Его стены украшены десятью мраморными досками (по пять с каждой стороны) с высеченными на древнееврейском языке стихами молитв.
Высокие стены третьего, самого просторного и парадного двора, украшены арками на колоннах и памятными досками различного содержания. Здесь в хорошую погоду прихожане ожидали начала молитвы, решали общинные дела. У северной стены двора стоят солнечные часы. В углу у восточной стены устроен фонтан для омовения рук перед молитвой.
Из этого обширного вестибюля под открытым небом можно попасть в Большую и Малую кенасы или, пройдя между колоннами западного ограждения, в небольшой палисадник с ажурной беседкой. По форме беседка шестигранная, с конусообразной усеченной крышей, сильно смахивающая на юрту. Раньше в осенние праздники урожая ее украшали коврами, ветками, цветами и фруктами. По древней традиции, сохранившейся у караимов со времен язычества, здесь освящались плоды.
Дворик с беседкой примыкает к аркаде Большой соборной кенасы. Арки, охватывающие кенасу с севера и с востока, опираются на мраморные колонны. Потолки здесь резные из дерева, вероятно, перенесенные из более древнего деревянного храма. По периметру стен и камененых перил галереи расположены сиденья и места для обуви, которую по восточному обычаю положено снимать у входа.
Входов в кенасу два - с востока и севера, обе входные арки украшены резьбой. Кенаса прямоугольных очертаний, ориентирована на юг, в сторону Иерусалима, родины иудаизма. По традиции внутреннее ее пространство делится на три части. Первая от входа - "мошав закеним", т.е. сиденья для старцев, - отделялась от остальной части храма деревянной аркадой, несущей крытый двухэтажный балкон для замужних женщин (девушек в кенасу не допускали). В средней, наиболее вместительной части, - она называлась "шурхан" (трапезная), - молились мужчины. В третьей, сравнительно небольшой по объему, но главной по назначению части находился "гехал" (алтарь) с ковчегом - встроенным в южную стену шкафом, где хранились свитки торы (священного писания).
Никаких изображений караимскому храму не полагалось. В его интерьере изобиловали ковры, дорогие ручной работы, покрывала, серебряная чеканная утварь - лампады, подсвечники, люстры.
Снаружи здание имеет простые и ясные формы, соответствующие внутренней планировке: выделяется двухсветный зал с большими внизу и малыми вверху окнами, а также входная галерея. Скромный карниз, наружная лестница, контрфорсы дополняют внешний облик храма.
Большая кенаса возведена в 1807 г. по чертежам и под руководством архитектора С.Бабовича. Использовался этот храм лишь по праздникам, а в будние дни верующие молились в Малой кенасе, построенной тем же зодчим в 1815 году.
За время своего существования Малая кенаса много раз переделывалась. Почти неизменной осталась входная галерея (если не считать застекленения). Обращают на себя внимание шесть мраморных колонн отличной работы, поддерживающих арки, массивную стену храма и крышу. Интерьер Малой кенасы сейчас прекрасно восстановлен.